Суп → Универсальные потребности ребёнка таблица а маслова

Универсальные учебные действия

нравственно)этической ориентации

В таблице 3 представлены основные критерии нравствен%

но%этической ориентации и типовые задачи для учащихся

младших классов.

Таблица 3

Критерии формирования действия

нравственно_этической ориентации

65

Действие нрав_

ственно_этической

ориентации

Основные

критерии

ориентации

Типовые задачи

1 2 3

1. Выделение мо_

рального содержа_

ния ситуации нару_

шения моральной

нормы/следования

моральной норме

Ориентировка на

моральную норму

(справедливого

распределения,

взаимопомощи,

правдивости)

После уроков (нор_

ма взаимопомощи)

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия

нравственно%этического оценивания — выделение морально%

го содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как ос%

нования построения межличностных отношений.

Возраст: 7—8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

66

Продолжение

1 2 3

2. Дифференциа_

ция конвенцио_

нальных и мораль_

ных норм

Ребенок понимает,

что нарушение мо_

ральных норм оце_

нивается как более

серьезное и недо_

пустимое по срав_

нению с конвенцио_

нальными нормами

Опросник Е. Курга_

новой

3. Решение

моральной дилем_

мы на основе де_

центрации

Учет ребенком объ_

ективных послед_

ствий нарушения

нормы.

Учет мотивов субъ_

екта при наруше_

нии нормы.

Учет чувств и эмо_

ций субъекта при

нарушении нормы.

Принятие решения

на основе соотне_

сения нескольких

моральных норм

«Булочка» (моди_

фикация задачи

Ж. Пиаже)

(координация трех

норм:

ответственность,

справедливое

распределение,

взаимопомощь —

и учет принципа

компенсации)

4. Оценка действий

с точки зрения на_

рушения/соблюде_

ния моральной

нормы

Адекватность оцен_

ки действий субъ_

екта с точки зрения

нарушения/соблю_

дения моральной

нормы

Все задания

5. Умение аргумен_

тировать необходи_

мость выполнения

моральной нормы

Уровень развития

моральных сужде_

ний

Все задания

Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и

задает ему вопросы. Пол героя рассказа и соответственно его

имя меняются в зависимости от пола исследуемого ребенка.

Для мальчиков персонаж — мальчик, для девочек — девочка.

Т е к с т р а с с к а з а:

Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему

(ей) надо есть на обед. Она попросила его (ее) помыть

посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей.

Андрей (Лена) поел(а) и сел(а) смотреть мультфильмы, а по%

суду мыть не стал(а). Вечером пришли с работы мама и папа.

Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть ее

сама. Андрею (Лене) стало грустно, и он (она) ушел (ушла)

в свою комнату.

В о п р о с ы:

1. Почему Андрею (Лене) стало грустно?

2. Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)?

3. Почему?

4. Как бы ты поступил(а) на месте Андрея (Лены)?

Критерии оценивания:

1. Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении мо%

рального содержания ситуации (ответ на вопрос 1).

2. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 4).

3. Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопро%

сы 2 и 3). Возможно выделение и вербализация нормы ре%

бенком уже при ответе на вопрос 1.

4. Уровень моральных суждений (ответ на вопрос 3).

Выделение установки ребенка на просоциальное поведе%

ние (ответ на вопрос 2).

Уровни выделения морального содержания поступка:

К в о п р о с у 1:

1. Ребенок не выделяет морального содержания рассказа,

у него нет адекватного ответа (не знаю). Ориентировка на

связь эмоций Андрея (Лены) и невыполненного поручения

отсутствует.

2. Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Анд%

рея (Лены), но еще не выделяет морального содержания рас%

сказа — грустно, потому что мама вздохнула.

3. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ори%

ентируясь на чувства героев, указывает на невыполненную

просьбу матери — ему грустно, потому что мама его попро%

сила, а он не сделал. Ориентировка на связь эмоций ребен%

ка и невыполненной просьбы мамы.

4. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и да%

ет ответ с указанием причины негативных эмоций героя —

невыполнения нормы взаимопомощи — грустно, потому что

нужно помогать, когда тебя просят.

67

Уровни ориентации на просоциальное поведение:

К в о п р о с у 2:

1. Установка на просоциальное поведение отсутствует —

нет ответа, неадекватная оценка поведения.

2. Неустойчивая ориентация на просоциальное поведе%

ние — и верно, и неверно.

3. Принятие установки на просоциальное поведение —

указание на неправильное поведение героя.

Уровни развития моральных суждений:

К в о п р о с у 3:

1. Указание на власть и авторитет — мама (папа) накажет.

2. Инструментальный обмен — не дадут мультики смотреть.

3. Межличностная конформность — не будет больше про%

сить, обидится; хорошие дети так не делают.

4. Называет норму как правило — надо помогать.

Уровни решения моральной дилеммы:

К в о п р о с у 4:

1. Нет выделения морального содержания ситуации — нет

ответа.

2. Отсутствует ориентация на выполнение нормы — по%

ступил бы, как Андрей (Лена); возможно добавление развле%

кательных действий — поиграл, попрыгал.

3. Ориентация на норму взаимопомощи как основание

поступка — помыл бы посуду, помог бы маме помыть посу%

ду, старшим надо помогать.

Для уровня начальной школы показателями благополучия

морального развития являются: 1) ориентация на чувства и

эмоции героев (грустно, вздохнула) как показатель децентра%

ции (учет позиции матери); 2) установка на просоциальное

поведение; 3) уровень развития моральных суждений — кон%

венциональный уровень, 3%я стадия межличностной кон%

формности (пай%мальчик или девочка).

Задание на учет мотивов героев в решении

моральной дилеммы

(модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006)

Цель: выявление ориентации на мотивы героев в решении

моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия

нравственно%этического оценивания, учет мотивов и намере%

ний героев.

Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

68

Описание задания: то же, что в предыдущем.

Т е к с т р а с с к а з а:

Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть

посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но

поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли

чашки. Пять чашек разбилось.

Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, за%

хотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла бан%

ка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье,

он зацепил чашку. Она упала и разбилась.

В о п р о с ы:

1. Кто из детей больше виноват?

2. Кто заслуживает наказания? Почему?

Критерии оценивания: выделение мотивов поступка (от%

вет на вопросы 1 и 2).

Уровни оценивания:

К в о п р о с у 1:

1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка —

ответа нет, оба виноваты.

2. Ориентация на объективные следствия поступка — ви%

новат больше Сережа, потому что разбил 5 чашек, а Петя

только одну.

3. Ориентация на мотивы поступка — Сережа хотел по%

мочь маме, а Петя — съесть варенье, виноват больше Петя.

К в о п р о с у 2:

1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка —

следует наказать обоих: оба виноваты, оба поступили плохо.

2. Ориентация на объективные последствия поступка —

следует наказать Сережу: Сережа виноват больше, он разбил

больше (много) чашек.

3. Ориентация на мотивы поступка — Петя виноват боль%

ше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя — удовлетворить

свои желания. Ориентация на намерения героя. Проявление

децентрации как учета намерений героя рассказа.

Задание на выявление уровня моральной децентрации

(Ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня моральной децентрации как спо%

собности к координации (соотнесению) трех норм: справед%

ливого распределения, ответственности, взаимопомощи на ос%

нове принципа компенсации.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия

нравственно%этического оценивания, уровень моральной де%

центрации как координации нескольких норм.

69

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и за%

дает ему вопросы.

Т е к с т р а с с к а з а:

Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по бере%

гу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по бу%

лочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который

оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.

В о п р о с ы:

1. Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?

2. Почему?

3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать

и почему?

Критерии оценивания:

1. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 1).

2. Способ координации норм (ответ на вопрос 2).

3. Решение моральной дилеммы с усложнением условий

(ответ на вопрос 3).

Уровни оценивания:

1. Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием не%

обходимости нести ответственность за свой поступок — нет,

он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил ее

(норма ответственности и санкция). Осуществляется учет

только одной нормы (справедливого распределения). Не учи%

тываются все обстоятельства, включая намерения героя.

2. Предлагается осуществить повторное распределение бу%

лочек между всеми участниками — дать еще, но каждому

(норма справедливого распределения). Координация нормы

справедливого распределения и принципа эквивалентности.

Переход к координации нескольких норм.

3. Предложение дать булочку самому слабому — дать ему

еще, потому что он маленький (норма взаимопомощи и идея

справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенса%

ции, снимающий ответственность с младшего и требующий

оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому). Децент%

рация на основе координации нескольких норм на основе

операций эквивалентности и компенсации (Л. Кольберг).

Моральная дилемма

(норма взаимопомощи в конфликте

с личными интересами)

Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи в усло%

виях моральной дилеммы.

70

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия

нравственно%этического оценивания.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: то же, что в предыдущем задании.

Т е к с т р а с с к а з а:

Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, ког%

да все собирались домой, Олег попросил Антона помочь най%

ти свой портфель, который пропал из раздевалки. Антону

очень хотелось пойти домой поиграть в новую компьютерную

игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, по%

тому что скоро придет папа и будет работать на компьютере.

В о п р о с ы:

1. Что делать Антону?

2. Почему?

3. А как бы поступил ты?

Уровни оценивания: ориентация на интересы и потреб%

ности других людей; направленность личности — на себя или

на потребности других.

К в о п р о с у 1 (3):

1. Решение проблемы в пользу собственных интересов без

учета интересов партнера — пойти домой играть.

2. Стремление к реализации собственных интересов с уче%

том интересов других — найти кого%то, кто поможет Олегу,

взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер.

3. Отказ от собственных интересов в пользу интересов дру%

гих, нуждающихся в помощи, — остаться и помочь, если в

портфеле что%то очень важное, если больше некому помочь

найти.

Уровни развития моральных суждений:

К в о п р о с у 2:

1. Стадия власти и авторитета — Олег побьет, если Антон

не поможет, Антон уйдет, потому что дома будут ругать,

если он задержится в школе.

2. Стадия инструментального обмена — в следующий раз

Олег поможет Антону, нет, Антон уйдет, потому что Олег

раньше ему не помогал.

3. Стадия межличностной конформности и сохранения хо%

роших отношений — Олег — друг, приятель, друзья должны

помогать, и наоборот.

4. Стадия «закона и порядка» — люди должны помогать

друг другу.

71

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм

по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой

и О.А. Карабановой, 2004)

Цель: выявление степени дифференциации конвенцио%

нальных и моральных норм (см. табл. 4).

Оцениваемые универсальные учебные действия: выделе%

ние морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: фронтальное анкетирование.

Описание задания: детям предлагают оценить поступок

мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок

сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов

оценки.

Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как

они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каж%

дой ситуации они должны поставить один из выбранных ими

баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой ука%

зано, что означает каждый балл. После обсуждения значения

каждого балла дети приступают к выполнению задания.

Таблица 4

Источник: http://lib.znate.ru/docs/index-59394.html?page=10

Опубликовал DeeKLONSeR, Комментариев: 12